ЛЮДИ

размещено в: Новости | 0

Фактически Египет — это замечательная и восхитительная смесь традиций, с социально-экономической структурой, которая позволяет иметь большое разнообразие социальных классов. Чтобы познать египтян, нужно не смотреть, а чувствовать с сердцем, вникать в самую сущность Египта.

При изучении исторически сложившихся национально-социальных групп Египта выделяются в основном четыре культурных группы, состоящие из коптов, бедуинов, нубийцев и египетских крестьян, или фаллахинов (fallahins). На сегодняшний день фаллахины — это в основном фермеры, живущие в деревнях.

Значительное количество, если не большинство, жителей Египта сегодня обитают в больших городах, главным образом в Каире и в Александрии. Фактически, эти два крупных города больше всего привлекают иностранных туристов. Они жизненно важны для социокультуры Египта, но нельзя недооценивать и значение других, менее крупных городов. И в пределах маленьких городов есть своеобразный «калейдоскоп социальных слоев». За передвижениями и слияниями слоев в Египте уследить очень трудно. Нередко бедные крестьяне, недавние fallahins, прибывают в город, и довольно-таки быстро обретают статус тех, кого мы зовем коммерческим или торговым классом. Но эти бизнесмены (при наличии таланта и смекалки, разумеется) постепенно вливаются в средний класс, и затем в «верхний» средний класс (так называемый upper middle) . Некоторые даже становятся богатыми.

Assassin’s Creed® Истоки

Обычно принято не говорить о египетских бизнесменах. Но ведь они есть даже в этой древней мусульманской стране, время непреклонно диктует свое! Некоторые из них — выходцы из семейств, которые имеют большой торговый опыт, а другие — те фаллахины, которые успешно продвинулись в большом городе. Возможно, и самых бедных торговцев, тех, кто продает бобы на улицах, тоже называют фаллахинами, но ныне понятие «фаллахин» утратило пренебрежительный оттенок, и активно используется. Они имеют миллион лиц, и также много профессий в различных отраслях. Они делают золотые драгоценности, коврики, медные горшки и прекрасную глиняную посуду, они красят, строят здания, они продают бакалейные изделия. Они торгуют в тракторах и водных насосах, они — мясники и пекари, водители такси, и секретари. Именно поэтому сегодня социальное деление в Египте отходит в прошлое. Многие считают, что люди в Египте сегодня — просто египтяне, не копты, не нубийцы, не бедуины и уж, конечно, не фаллахины.

Историческое развитие населения Египта предопределило уровень культурности. В любой другой стране мира днем вы можете видеть беспечно щебечущих подростков в Макдональдсе, восхищаться невинными национальными обычаями, и, умиляясь, сидеть в тихой уютной кофейне, а ночью на этой же улице происходят жуткие криминальные происшествия. В Египте практически нет криминала, он просто не распространен. В Каире, к примеру, даже нет фактически никаких нормированных законодательством правил определения тяжести преступления. И возможно, такой высокий уровень культуры наблюдается в Египте по следующим причинам.

Множество жителей Запада полагают, что это происходит из-за строжайших форм наказания, но реальная причина — преданность населения религии. Практически полное отсутствие алкоголя и наркотиков среди местного населения, запрещенных согласно вере и воздержание, предписанное их собственным благочестием — вот несколько основных пунктов высоко развитой культурности египтян. Когда о культуре прекращают судить просто с точки зрения материального богатства, и начинают видеть гуманистический успех нации, то человеку любого религиозного убеждения сложно не зауважать Ислам.

Крестьяне

Сельские крестьяне обеспечивали фараонов и трудовыми ресурсами, чтобы строить их величественные памятники, и продовольствием, чтобы поддержать рабочих. Даже сегодня, крестьяне сажают две или три зерновых культуры на их крошечных полях, в бесполезной попытке прокормить свою семью и предложить урожай вышестоящим инстанциям. Эти фермеры живут в маленьких деревнях, построенных их предками-фараонами, рассеянными по Нилу.

Большинство жителей живет в кирпичных домах, с хорошо изолированными от жары стенами. Плоские крыши, подставленные северным вечерним бризам, служат прохладными спальнями и заодно погребами. Сельские жители намазывают внешние стены и часто покрывают их синей краской. По древнему поверью, синий цвет отражает злой глаз. Если хозяин дома получает хорошую выручку, он может достроить второй отсек к своему дому, например, для семьи сына. Те сельские жители, которые совершили поездку в Мекку, рисуют специальные символы в память о поездке на внешних стенах своих домов. Такие «дома хаджа», наряду с мечетями, являются самыми примечательными зданиями в деревне.

Многие египетские жители предпочитают держать у себя дома клетки с птицами. Птицы используются в пищу, и для получения качественных удобрений для зерновых культур. В некоторых деревенских домах нет электричества и воды, поэтому нередко можно видеть женщин с ведрами на головах и детей с канистрами, направляющихся в сторону источника с водой.

Правительство нередко спонсирует строительство домов и предприятий коммунального обслуживания в некоторых деревнях, особенно в Нильской Долине, в Оазисах и прибрежных областях Красного моря.

Жизнь в семьях

Египтяне любят до безумия своих детей, которые очень растут быстро и со временем берут на себя взрослые обязанности. Младшие пасут овец и козлов. Когда мальчики достигают девяти или десяти лет, они начинают узнавать, как обрабатывать землю, которая, в конечном счете, будет принадлежать им. Молодые девочки кормят цыплят, доят коз, носят воду, делают пирожки из экскрементов, используемые для топлива. С самого детства они учатся носить грузы на голове; начиная с легкой поклажи вроде батонов хлеба, в дальнейшем девушки носят на голове большие фляги воды и глины. Это дает им необычайное изящество осанки, которое отличает египтянок всю жизнь.

В больших египетских семействах всех членов семьи в хорошие и плохие времена объединяет «чувство клана». Если посевы одного из родственников не взошли, все остальные вносят вклад из своих собственных запасов. Если домашний скот ранен или заболел, крестьяне разделывают тушу, и каждое семейство в пределах клана должна будет купить одну часть. Таким образом, мясо делят между членами клана и возмещают стоимость животного. Старшие члены клана разрешают все разногласия, начиная от супружеских ссор и заканчивая спорами по поводу методов организации сельского хозяйства и строгого соблюдения религиозных обязательств.

Одежда крестьян

Вне дома, замужняя египетская женщина поверх яркого цветного домашнего халата традиционно носит черное выходное платье, достающее до пола. Она также носит на себе свое приданое — золотые ожерелья и серебряные фигурные скобки на сандалетах.

Украшения для египтянки нередко являются своеобразным страхованием бедности, оплотом независимости, в случае развода или смерти мужа. Женатый египтянин одевается в длинное рубище (галабайя), летом — хлопковое, зимой — шерстяное. Мужчины часто наматывают на голову шарфы-тюрбаны. Одеяния обоих полов обычно закрывают все тело, но их свободный покрой обеспечивает отличную циркуляцию воздуха. Может показаться, что черные одежды женщин нагреваются быстрей, чем светлые мужские рубища, на самом деле, температура примерно одна и та же..

Еда

В конце рабочего дня сельские египтяне возвращаются домой в деревню. Весьма спокойная атмосфера царит там по вечерам — семьи собираются для приема вечерней пищи. Когда-то деревенские женщины обычно только и делали, что проводили все время на кухне, но сегодня, они — равные партнеры в отношениях и исполнительницы активных ролей в обществе. Женщины пекут хлеб в духовках, обожженных глиной по рецепту предков, иногда вывешивают его на солнце, сушат. В основном пища египтян состоит из риса, бобовых, и овощей. Для специальных случаев (если в семье появляется мясо), готовится фатта, блюдо из хлеба, риса, и мяса, приправленное уксусом и чесноком, подаваемое с йогуртом и орехами. Вместо столовых приборов используют хлеб, обмакивая его кусочки в различные блюда.

Праздники

В дни праздников, египетская деревня оживает. Празднование mulid (день святого деревни), не обходится карнавала, лошадиных скачек и традиционных религиозных ритуалов. В дни свадеб, деревенские женщины украшают невесту рисунками хной прямо по телу, и после завершения церемонии бракосочетания, вся деревня сопровождает невесту и жениха к их новому дому. Деревенские женщины работают все вместе, чтобы подготовить и украсить пищу, которая подается в дни празднований.

Изоляция от соседей невообразима в египетской деревне.

Бедуины

Путешествуя по пустыням Египта, кочевники-бедуины непрерывно ищут новую пищу для своих коз и верблюдов и воду для своих семейств. Впрочем, они не блуждают бесцельно, а возвращаются ежегодно к различным кочевкам на их территории, где земля и вода пригодны для жизни, где можно переждать сезон. Ничто в пустыне не укроется от проницательных глаз бедуинов. Они всегда знают, где и когда можно найти воду и является ли эта вода пригодной для питья; кусты даже говорят бедуинам, сколько времени шел дождь на незнакомой земле. Знаки, оставленные на песке объявляют, кто и когда жил на этой земле раньше, направления, откуда они прибыли и куда отбыли, размер их клана, и возможно даже возраст их верблюдов! Бедуины легко ориентируются по звездам, природным ландшафтам, и отметках на камнях, оставленных еще в предыдущий поход.

Они путешествуют днем, оставляя свои тайники с пищей и водой в дуплах деревьев.

Случайные путешественники в случае необходимости могут воспользоваться запасами бедуинов, но боже упаси их трогать пометки на стволах!

Одежда бедуинов

Бедуин одевается «в стиле пустыни», его многослойная и легкая одежда, обеспечивает хорошую циркуляцию воздуха и в то же время поглощает солнечные лучи. Легкая ткань, обмотанная вокруг головы и шеи, задерживает потерю влаги, предохраняет от солнечного и теплового удара и ограждает лицо бедуина от мелкого, сухого песка.

Женщины носят черные платья и покрывают головы тканью, расшитой узорами из крестиков: синие узоры для незамужних женщин, красные для замужних. Покрывало, украшенное раковинами и монетами, также скрывает лицо.

Дома

Бедуины живут в домах палаточного типа, со стенами из козьей и верблюжьей шерсти. Женщины ткут стены дома на узких ткацких станках, затем сшивают их вместе.

Когда племя кочует, за сворачивание дома, перевоз стен на верблюдах, и повторную сборку стен на новом участке, отвечает именно жена бедуина. Она может скатать стороны особым образом, например, так, чтобы дом обдувал прохладный бриз, или чтобы песчаная буря не настигла домашний очаг. В случае развода, дом остается женщине, в то время как мужчина забирает себе домашний скот.

Кочевая Жизнь

Бедуины живут в маленьких группах-племенах, плотно связанных между собой.

Вожди избираются методом справедливого голосования, и поддерживают свом позиции путем мудрой политики, тактичности и безграничной щедрости. Бедуины — гордый народ и никогда не принимают прямые и грубые указания. Для бедуинов гостеприимство — первейшая заповедь, и нередко гости не отпускаются на протяжении трех дней. Заварной чайничек или кофейник всегда ожидает гостя, неважно, родственник ли пришел или незнакомец. В обмен на гостеприимство, хозяин-бедуин всегда ожидает от своего посетителя свеженьких новостей.

Если вода — далеко, мужчины и мальчики племени совершают путешествие с верблюдами до ближайшего города. Они также обмениваются с горожанами новостями и меняют коврики, сыр, молоко, коз, и верблюдов на ткань, драгоценности, винтовки, муку, рис, чай, сахар и кофе.

Современные нашествия в пустыню постепенно изменяют жизнь бедуинов. По легенде, могущественные правители Египта обеспечили землю бедуинам, и поощрили их расселение на территории пустыни. Множество семейств сегодня перешли на оседлый образ жизни, и уникальных домов ручной работы становится все меньше. Грузовики привозят воду в 100-галлонных емкостях. Бедуин сегодня вкладывает капитал в землю, недвижимость и успешно подвизается в других видах коммерческой деятельности. Детей посылают учиться в школы и университеты Каира и Александрии. Хотя бедуины все еще считаются кочевниками, эта социальная прослойка Египта постепенно исчезает. Мини-фургон Toyota сегодня весьма успешно заменяет бедуину верблюда.

Нубийцы

Темнокожие нубийцы населяют узкую долину к югу от Асуана. Хотя современные историки были неспособны установить родословную нубийцев и вообще, каких либо свидетельств расовых принадлежностей этих египтян, общепринято полагать, что они несут преобладающе кавказские гены и не связаны генетически с другими африканцами. Эти люди когда-то обрабатывали берега рек, сажая по ним пальмовые рощи. Теперь нубийцы занимаются речными перевозками — транспортируют сельских жителей с одного берега на другой и рыбной ловлей в холодном и чистом Ниле.

Эта социальная группа в течение многих столетий, нубийцы, в Египте называемые Medjy обслуживали фараонов, были торговцами и военными (средневековые скульптуры показывают их, идущих в сплоченных рядах, со щитами и копьями). Чуть позже нубийцы мигрировали на север.

В течение многих столетий, нубийцы гордились их уникальной культурой, отказывались официально вступать в браки с членами другого племени, и, несмотря на столетия межродственного скрещивания, процент уродств и аномалий среди нубийцев очень низок. Сегодня, удаленные от крупных городов, эти трудолюбивые люди пытаются восстанавливать их культуру перед лицом различных экономических и социальных давлений.

Деревенская Жизнь

Нубийские поселения всегда были весьма обособленными. Празднуя дни рождения и браки всей деревней, нубийцы совершают ритуалы, в которых всегда задействована река. Новорожденный ребенок окунается в живительный поток прямо после обрезания его крайней плоти. Невеста и жених купаются вдвоем в плодородных водах накануне брачной ночи и после нее, на рассвете. После смерти близких, в конце траура, женщины омываются в водах, чтобы отмыть лица от синей краски — символа горя и намазать их хной, символизирующей поклонение духам реки. Хотя нубийцы исповедуют ислам (ранее — христианство), языческие верования в водных ангелов и речных духов бережно сохраняются, и люди продолжают молиться им и просить о защите и покровительстве.

Нубийский образ жизни внезапно изменился, когда британцы построили первую Асуанскую дамбу в 1902 году. Повышение уровня воды безжалостно уничтожало растения, затапливало их мечети и дома, вынуждало людей восстановить их деревни выше уровня плодородной почвы. Они попытались обжить новые берега реки, но песчаная почва испытывала недостаток в плодородном иле, и урожаи упали. Многие мужчины оставили свои семейства, чтобы найти работу в городах, путешествуя даже дальше Каира.

Дамба была поднята три раза в течение 75 лет, в конечном счете, отослав более чем 85 % нубийских мужчин на север за работой. Женщины и дети оставили принятый порядок поведения, но по возможности старались поддерживать древние обычаи. Впрочем, с мужьями, появлявшимися дома несколько раз в год, их образ жизни начал быстро изменяться.

Хотя некоторые сельские жители ранее мигрировали в Асуан, Высокая Дамба вызвала заключительное массовое бегство нубийцев. При проживании в городе — фактически чуждой среде, они больше не зависели от заработной платы; семейства могли привести домой их мужчин снова. Благодаря правительственным программам, нубийцы, обосновавшиеся вокруг Асуана и Ком Омбо, могут рассчитывать на многообещающее будущее. Хотя много мужчин-нубийцев все еще работают в городах, спрос на внутреннюю «черную» работу почти исчез, и они теперь мирно существуют, управляя маленькими магазинами или подрабатывая водителями такси. Другие выбрали для себя высшее образование, и значительный процент нубийцев с учеными степенями — среди образованной элиты Египта.

Оставить ответ